01:52 

Путешествие "натуралиста".

Дунадан
Тихие воды глубоки.
Прошло всего-навсего чуть больше года, и я наконец-то сподобился закончить своё эссе о моём путешествии по нескольким городам, входящих в состав «Золотого кольца» России.

А было следующее:
Странник выбрался-таки за пределы варьера по имени Москва и понюхал немного простору. Правда, сказать, что я вырвался на широкий простор нельзя, ибо путешествовал я под конвоем, да и понюхать чего-либо было сложно ввиду - 25С градусов мороза, и поэтому нос, как, впрочем, и все остальные конечности, отмерзал через пять минут пребывания вне машины. Но, тем не менее, мне удалось совершить вояж по городам: Сергеев Посад, Переславль Залесский, Ростов Великий, Ярославль и Кострома.

Итак, по порядку…

Сергеев Посад.
Город небольшой и целиком сконцентрированный вокруг своего знаменитого монастыря. Кстати, небольшое наблюдение относительно истории: В своё время Сергий Радонежский, который всё это дело и основал, уехал от тогдашней цивилизации и вырыл в лесу, в непроходимой глуши землянку, где и начал свой духовный путь к Богу, чтобы ничто мирское его от этого занятия не отвлекало. Как это обычно водится, прознав про мудреца-отшельника, потянулись туда люди (спрашивается, чего старику покоя не давали, ироды), что в итоге и привело к монастырю, который в последствии стал вторым после царя землевладельцем в России. Какого звучит, а?!! Т.е. сама идея монашества, как отречение от всех благ земных и излишеств для полной концентрации на духовном совершенствовании, похерена напрочь. Монастырь, владеющий огромными землями, деревнями, сотнями тысяч крепостных крестьян и множеств угодий и т.д. и т.п. А Дмитрий Донской, который был личным другом Сергия Радонежского, приезжал на благословление в монастырь перед Куликовской битвой не из-за большой набожности, а за деньгами для наёмников, ибо Посад Сергеев не однократно за свою долгую историю давал русским царям деньги в долг, ибо бюджет монастырский был почти равен государственному. А как же христианская, и особенно почитавшееся в православии, добродетель о скромности и безвозмездной помощи ближнему своему? А как же сострадание? Вот и я не знаю, и задаюсь теми же вопросами.

Подъезжаем, значит, мы к главному входу монастыря, а к нам подходит тётка-юродивая. А тётка эта требует подробного описания. Эдакая кустодиевская женщина, т.е. толстая, пышная барыня с румяным налитым, как яблоко, цветом лица. Настоящая такая русская баба, что называется в самом соку. Такая, и коня на скоку остановит и в русскую избу войдёт, и все это сделает, шутя и не единожды. Так вот подходит к нам эта богатырка и говорит хорошо поставленной интонацией:
"Подайте копеечку на хлебушек, дети дома три дня не ели."
Посмотрел на неё отец и говорит:
"Ну, ясное дело. Видно же отчего дети не ели. А ты попробуй разок пообедать поскромнее, может, и детям тогда чего перепадёт."
"Ну, подай, ради Христа." - говорит она.
А отец отвечает:
"Не верю я тебе, мать. Мошенница ты, деньги у людей вымогаешь, юродивой прикидываешься. Ты здоровая баба, тебе бы работать и работать, а ты юродствуешь. Иди-ка ты от греха подальше."
Тётка не унимается:
"Плохо так говорить. Ты что ж не верующий?".
"А я коммунист-ленинец." - парирует он.
"А-а-а, коммунист... Ну, тогда иди, коммунист, в коровничек, коровку подои." - ехидно посмеивается она.
"А что, доить коров - это плохо? Зазорный труд что ли? Лучше вот так ходить и прибедняться?" – уже без насмешки, но с металлом в голосе отвечает ей отец.
"Ну-ну, иди-иди, подои миленьких в коровнике, хе-хе, коммунист, иди-иди..." - с насмешкой говорила она, уходя к новым жертвам её внимания.
На обратном же пути встречаем её и ещё троих такого же склада. Эдакая сходка местных патрульных у стен монастыря, которые по всему периметру ходят и стреляют на хлебушек, который здесь же и употребляют на всеобщей сходке. Причём балуют чрево своё они не только хлебушком, но и куда более разнообразными яствами. В общем, агентурная сеть у них организованна не плохо.
О монастыре же, как и о церкви в целом, я лучше скажу в завершении, ибо обо всех о них у меня сложилось одинаковое обобщающее мнение.

Переславль Залесский.
Этот город порадовал меня больше всех остальных. Но не город как таковой, а природа, его окружавшая. Для начала мы решили пообедать, и с этой целью заехали в ресторанно- гостиничный комплекс "Лесная сказка", который, согласно аннотации путеводителя, имел криминальную репутацию. И действительно, там оказались пару братков на Гелендвагене и старый, как сам Кавказ, армянин-гардеробщик. Видимо, предполагаемая мною связь между криминальной славой заведения и качеством кухни оправдались, потому что впервые за самую недолгую жизнь нам принесли такую уху. В ухе было: Полная тарелка огромных кусков двух типов рыб (я в них плохо разбираюсь) и еле протискивающийся между ними бульон. А на второе мы заказали азу и нам принесли полную тарелку мяса, которую я даже не смог осилить. Ух! Кормят там добротно, как говориться, от души и на убой, ингредиентов явно не жалеют.
В городе подробно обфотографировали местные гимназию и институт. Дело в том, что во всех городах мы искали старые дореволюционные дома и подробно изучали их архитектуру.
Вся потрясающая красота этого места в холмистости этого района и огромном озере Плещеево, которое где-то раза в три больше самого города. Озеро Плещеево 28 км в длину и 9,5 км в ширину, глубина достигает 25 метров, а знаменито это озеро тем, что там водится, ну, во всяком случае, водилась, "царская селёдка" - ряпушка, которая, кстати, изображена на городском гербе. А ещё это озеро считается местом зарождения российского флота, так как именно на этом озере Пётр I свою потешную флотилию строил, и там же ныне музей с ботиком Петра имеется.
После очередного монастыря мы поехали к озеру и взобрались на холм, называемый Яриловой плешью, где когда-то язычники поставили Синий камень и совершали свои ритуалы, поклоняясь богу солнца Ярило. Понимали всё-таки язычники в красоте... Взобравшись под скрипучий треск мороза на этот холм, мы были ослеплены невероятной красотой открывавшегося с него вида на бескрайние просторы озера Плещеево и Ярило во всей своей закатной красе. В такие моменты, несмотря на полное отморожение лица и отваливающегося от боли носа, начинаешь чувствовать себя патриотом, начинаешь проникаться тем самым духом русского простора, о котором так любил писать Есенин и его коллеги.
Правда Синего камня там нет, так как его скинули от туда по приказу Василия Шуйского и водрузили крест православный, а камень теперь лежит у подножья, и исполняет желания, как утверждают местные. Забавные мы всё-таки ребята... И ещё язычников хулим, а сами приходим, скидываем их реликвии. И у нас ещё мягко, в Европе всё куда жёстче происходило. Но людям свойственно считать, что все до них были идиоты, а вот они-то точно знают как правильно и потому, уничтожают всё старое без всяких угрызений совести и сеют своё светлое и мудрое, пока и их однажды также не попрут решительным движением сапога.

Посмотрев на всю эту красоту и коротко прочитав историю этого края, я, как будущий инженер-экономист в сфере гостиничного, ресторанного и туристического бизнеса, представил, как было бы здорово построить на, скажем, соседнем холме (а их там несколько) гостиницу и какой охренительный мог бы получиться гостинично-туристический с большим историко-театральным уклоном комплекс. Всё это, конечно, лишь в мечтах, но главное - это идея, гибкость ума и полёт фантазии. Есть много людей, имеющих значительные денежные средства, и, конечно, они пытаются их приумножить, так как у них на полную катушку работает азарт, но к чему всё это накопительство, если оно не порождает красоты? Красоты в широком смысле этого слова. Их капиталы и их талант таким бездарным образом чаще всего прозябают всю оставшуюся жизнь. Я считаю, что не столь трудно заработать денег, сколь трудно их правильно потратить. Я не говорю, что это просто, но если употребить упорство, фантазию, деньги и умение, то можно создать нечто потрясающее, которое ещё и прибыль будет приносить! Размышляя об этом, я ещё раз утверждаюсь в мысли, что нам, русским, ни к чему пытаться стать западниками. Я убеждён, что нам необходимо всё больше и больше обосабливаться, брать от запада лучшее, что у них есть, но при этом не подражать им, а концентрироваться на нашем менталитете, его достоинствах и недостатках, и развивать национальную самобытность. Да! В нас русских есть много недостатков, но оттого, что двоечник стал подражать отличнику в поведении и манерах, он не станет отличником. Зачем строить гостиницы по западному образцу, когда у нас есть свой блистательный, монументальный русский стиль. Да, он почти весь основан на западной архитектуре, но в процессе истории он изменился под влиянием нашего виденья, да и не стоит, мне кажется, капаться в истоках, ведь у всех народов больше половины имеющегося - это заимствованные и видоизменённые от других народов вещи. У нас есть, чем впечатлить, так почему же этим не воспользоваться?

Этот край - настоящая золотая жила! Построить гостиничный комплекс в старорусском стиле эпохи Ивана IV Грозного с номерами люкс в виде царских палат, к примеру, и всё в таком духе. Или воссоздать эпоху Петра I. Представьте: Одетый соответствующим образом персонал, только не как в наших московских ресторанах: ряженые с кислыми мордами, говорящие по мобильному, а с навыками актёрского мастерства люди, которые и по манере поведения и по говору создавали бы атмосферу той эпохи. И я даже знаю таких людей, которые были бы способны на это, и которые сейчас работают за гроши, за возможность получить квартиру и потому, что не могут бросить призвание или не имеют возможности. А какими невероятными по красоте, эффектности и масштабности могли бы быть театральные представления с участием актёров и фехтовальщиков-реконструкторов. Город дважды сжигали при нашествии татаро-монгол, там проводил потешные сражения первый флот Петра I, там столько интересных исторических событий происходило, которые можно ярко и театрально обыграть, что популярностью этот курорт будет пользоваться бешеной. Представьте сцену: вы турист, одетый, скажем, в купеческий или боярский наряд, сидите в боярских палатах на пиру, и вдруг выбиваются стёкла маленьких окон, вышибаются двери, и в зал влетают опричники, наводят на всех ужас, бьют морды, кричат, а через выбитые окна видны страшные собачьи головы и мётла, по традиции, привязанные к сёдлам опричных коней. А весь хаос этот потому, что ищут они среди присутствующих изменника, который, якобы, готовил заговор против царя. И неожиданно у вас находят склянку со странной жидкостью да мешочек с польскими-литовскими монетами. Вас хватают под руки, тащат на середину залы и готовятся без суда и следствия отрубить вам голову за государственную измену, и единственное, что их сдерживает от исполнения приговора, так это размышления на тему о том, казнить ли вас сразу или попытать с целью выведать о ваших сообщниках. Но вдруг вступается за вас боярин знатный и мудрый, который с большим трудом, уговорами и звонкой монетой убеждает опричников, что вас подставили злостные противники царя, намеревающиеся клеветой лучших людей у царя извести. И так далее, и так далее... Вариаций может быть множество, да и задумок на подобную тему у меня не мало - главное сама идея. Представляете, как всё это можно обыграть?! Да люди визжать будут от восторга и истекать слюнями от желания попасть на такие представления и на такой отдых. Ежегодные фестивали викингов в Скандинавии собирают огромные толпы туристов, а чем мы хуже?! А убогие арабы целиком кормятся на истории некогда великой египетской цивилизации, которая была тут до них. Наша история не менее страшна и куда более богата, так почему бы не развить эту тему?! Это целый пласт, который, как мне кажется, было бы необычайно глупо и не дальновидно оставлять без внимания. И очень странно, что никто до сих пор не занялся этой темой.
Хотя кроме романтических фантазий существует и огромное количество проблем, связанных с реализацией такого рода масштабных идей, но кто не рискует, тот, как говорится, не пьёт шампанского. Это, во-первых, а во-вторых, всё это больше фантазии и мечты, так как я слишком эгоистичен, чтобы посвятить пять, десять или более лет своей жизни этой мечте. Во-первых, придётся туда переехать, чтобы всем там рулить, а во-вторых, эдакая махина с миллионами нюансов и необъятной кучей требующих решения проблем потребует от меня полной отдачи всех сил и времени без остатка. А мне, мерзавцу, охота жить полной жизнью: хочется-таки заняться и тем, и этим, и потешить себя иногда, у меня столько увлечений, которым я придаю немалое значение и от которых совершенно не собираюсь отказываться. Вот так-то. Сначала расписал красочную картину, а потом послал её ко всем чертям, ибо барину наскучило и обедать давно уже пора.

Но вернёмся к нашим баранам. Так как дело шло к вечеру, мы решили заехать в гостиничный комплекс «Ботик Петра» (по-ненашенски Кемпинг). Там нас радушно встретила тётка со словами:
«Давайте быстрее, а то у меня времени мало! Сейчас быстренько вам комнату покажу, и дальше думайте сколько влезет, а мне бежать надо. Номеров, кстати, мало осталось, так что либо берёте, либо нет.»
Ресторан при гостинице поддержал принятую здесь манеру и сообщил нам, что если мы готовы подождать минут сорок, то сможем поесть. Как вы, наверное, догадываетесь, сие заведение мы покинули, забив даже на музейный ботик Петра Алексеевича. Но не будем вдаваться в подробности и отправимся дальше, то есть в следующий славный град на нашем маршруте.

Ростов Великий.
Сразу хочу отметить, что Великим он зовётся точно не из-за размеров и количества проживающих там людей, ибо живёт их там около 26.000 человек. Подъехали мы к городу затемно. Перед городом километрах в пяти стояла гостиница «Ярославна», в которой мы и остановились на ночлег. Довольно милые бревенчатые домики, один их которых мы и сняли. Там же ленивый небритый мужик в камуфляже предложил нам покататься на буранах, но, учитывая, что на улице было – 25С, отец сказал ему, что вот пусть он сам там, на морозе, катается, а мы будем, сидя в тёпле, из-за окна пальцем ему показывать: «Левее езжай, теперь правее!». Так как до отхода ко сну времени было ещё вагон и маленькая тележка, то мы решили метнуться в Ростов с целью перекусить, так как в «Ярославне» ресторан был занят какой-то культурной программой с балалайками и всем сопутствующим. Ввиду того, что город маленький, то и заведений, где можно откушать тоже было не море разливанное, а если учесть, что незадолго до этого тормознувший нас мент сказал, что самая лучшая кухня в городе в ресторане «Усадьба Плешановых», и если так же учесть непритязательность местной публики (как говорит мой друг: «Всё равно же клиентура будет.»), то выбор сократился до одного приемлемого варианта. Тут вот что ещё интересно: Во время нашего путешествия нас удивило, что почти в каждом, пусть даже не большом населённом пункте, дорога освещена, а здесь, в Ростове Великом, тьма кромешная. Поплутав по улочкам, остановились у единственного святящего фонаря возле ночного магазина, где стояли пара его постоянных клиентов. На вопрос, как проехать к «Усадьбе Плешановых» получили ответ достойный одесситов:
«А вот тут налево, потом прямо и до морга, где фонарь светит. Вот туда вам и надо.»
«Да нам, вроде, ещё рановато в морг-то. Мы тут ещё город посмотреть хотели, да и пожить вроде как тоже малость самую.» - иронизирует отец.
«Хе-хе, Да нет, вам не в морг, а напротив. Напротив морга и будет ресторан этот. А в морг можно и попозже, когда поедите. Ха-ха-ха. Шутка! Да не, нормальная там еда, честное слово.» - добродушно отвечают поддатые ребята.

Опущу остальные мелочи и сразу перейду к описанию города. А в городе, представшем поутру нашему взору, было только две вещи представляющие туристическую ценность – это монастырь и магазин по продаже финифти. Финифть – это камень такой с народной на нём росписью. Довольно милые украшения, но купить чего-либо мы так и не решились: угодить-то сложно; украшения – вещь тонкая, индивидуальная и со скондочка такие дела не делаются. Ну, про монастыри, моё мнение о них и размышления на эту тему я изложу ниже в отдельной главе, а что касается всего города в целом, то, да простят меня его обитатели, ибо не хочу никого обидеть, город просто убогий, мягко говоря. Это загнивающие остатки былых времён. Доживающие последние деньки дома XIX века, здания советской эпохи – всё это тихо умирает. Ощущение жуткое! Хотя я и не иностранец заезжий и к таким повсеместным пейзажам на просторах нашей необъятной родины привык, но если на мгновение отстраниться и взглянуть по свежему, вдумчиво, то представшее вашему взору ужасает до глубины души. Кончаловский абсолютно прав, когда говорил, что мы живём в эпоху средневековья. В том числе и по этой причине, но, увы, не только поэтому. Доводов хватает…
Но! Смотря на все эти руины, которые, кстати сказать, пытаются местами реконструировать, но это лишь отсрочивает неизбежное ненадолго, я почувствовал ту прелесть, которая была здесь в XIX веке. Это был очень милый, красивый и необычайно романтичный провинциальный городок. Начинаешь понимать, откуда бралась великая русская литература и поэзия золотого века. Возможно, я наивно заблуждаюсь, романтизируя образ той эпохи, но то, что внешне город был на порядок лучше его нынешнего вида – это безусловно.
Долго мы в Ростове задерживаться не стали и отправились дальше в славный город Ярославль – центр этой области.

Ярославль.
Город довольно большой, как никак областной центр, поэтому и магазинов, и людей, и даже столь распространённые у нас в Москве торгово-развлекательные центры имеются. Удивляет правда то, что на весь город оказался всего один функционирующий кинотеатр. Но, как настоящий гуманитарий и романтик, в чём меня некоторые упрекают, (не будем говорить кто, хотя это был «слонёнок») закончу описание местной инфраструктуры и перейду к описанию чувственных и душевных ощущений. Атмосфера города мне понравилась. Здесь есть и элементы московской суеты мегаполиса, только в малых дозируемых масштабах, и прелестная тишина провинциального города. Улочки с дореволюционными и сталинскими домами вызывают приятное романтическое настроение, настраивающее на поэтический лад. Так и хочется вернуться туда вновь в компании хороших друзей и прогуляться вдоль и поперёк всего города, фотографируя, беседуя на разные отвлечённые темы и просто наслаждаясь атмосферой, тишиной, покоем и компанией друг друга. При взгляде на эти скверы и старые улочки захотелось спеть несколько менестрельских песен. Думаю именно такой жанр отлично подходит для таких декораций.
Про краеведческий музей и местный кремль даже говорить не хочу: сплошное разочарование. Зато приятно удивило нас кафе с вычурным названием «Августин», в котором нас отменно покормили, а молодой официант охотно рассказал и показал куда лучше ехать и как. А вообще город немалый, потому многие места мы не посетили, так как интересность их весьма сомнительна, а времени на их объезд и осмотр уйдёт много.
Вот, пожалуй, и всё, что я хочу рассказать об этом городе, так как мы выехали дальше к конечному пункту нашего назначения, городу Костроме.

Кострома.
К этому населённому пункту мы добрались затемно. Кстати, по дороге туда нам встретился нефтеперерабатывающий завод. Издалека это представляет собой удивительное зрелище: такое ощущение, что впереди за горизонтом горит какой-то город и горит необычайно сильно, ибо всеми оттенками красного, багрового, алого, рыжего и оранжевого светился горизонт, а багрово-чёрные облака создавали впечатления гигантских клубов дыма над громадным пожарищем. Но, подъехав ближе, стало понятно, что это не пожар, а всего-навсего отсвет от сильнейшей и обильнейшей иллюминации нефтеперерабатывающего завода. Бесчисленное количество переплетений труб и непонятных форм нагромождения металла. Здоровенные сюрреалистические строения были целиком покрыты миллионами ярко светящихся огней. Зрелище удивительное! Я много раз видел разные картинки и фантазии на эту тему, но вживую впервые. Эх, вот где про терминатора или мировой коллапс снимать надо. Вот это декорации! Ух… Извините, размечтался… киношная образность мышления покоя не даёт.

Далее мы объехали все гостиницы города и остановили свой выбор на гостинице «Азимут» - современная сеть гостинец по России. Кстати, очень рекомендую: хороший средний уровень, хотя, что я в своей жизни видел, чтобы рекомендовать…
Напомню, что путешествовали мы наугад, экспромтом, поэтому ничего заказано или заготовлено заранее не было. И это нравится мне куда более, чем нудные туры, когда на автобусе по городу с кучей туристов, экскурсоводом, графиком и прочими ужасающими вещами. Терпеть не могу такую форму отдыха. Свобода превыше всего! Viva la Cuba! Именно для этого я и путешествую. Я смотрю и делаю только то, что мне интересно и столько, сколько мне заблагоросудится. Я не люблю концлагеря. Хотя экскурсовод был бы здесь кстати, но его очень трудно подобрать, ибо боюсь, что во многих взглядах и интерпретациях истории я могу с ним не согласиться, а они слишком закостенелые узколобы, чтобы поддержать спор или беседу. Они знают заученный текст, который шпарят как попугаи и всё. Они не рассказывают, они отрабатывают номер. Вот если бы провожатым был бы, например, такой умный, мыслящий и эрудированный человек, как Павел Любимцев, тогда другое дело, а так…
Итак, вернёмся к рассказу. Город состоит из двух частей по двум берегам реки: старой и новой. Сразу скажу, что в новую лучше даже не ездить, так как кроме ужасных хрущёвок и мёртвого похожего на крематорий кинотеатра вы там ничего не найдёте. Зато в старой части города куда интереснее. Пытаясь скрасить накатившийся тьмой вечер до сна, мы отправились в единственный, но довольно современный, работающий кинотеатр. Не учли мы только одного, что это не Москва, где если билетов нет, то можно метнуться ещё в десяток другой кинотеатров, а здесь он один, и являет собой местный культурный центр, вокруг которого собирается весь местный бомонд. «Золотая молодёжь» на тюнингованных авто и внедорожниках, крали, мамзельки и расфуфыренные красотки в сопровождении местной пацанвы, и прочие молодые «сливки общества». Но это я так, ёрничаю. Люблю таких пожучить. В общем, как вы понимаете, в кино мы не попали. Но зато, на следующий день, рано утром, да в мороз, так что в миг морозит нос, поехали мы город смотреть. А город этот оказался крайне интересный, во-первых, своим ландшафтом, а во-вторых, своей архитектурой. Город весь идёт вкривь и вкось из-за постоянных перепадов, холмов, наклонов, впадин и обрывов, но всё это отнюдь не минус, а эстетический плюс, ибо создаёт ему неповторимую прелесть, хотя местные жители, наверное, так не считают (кому по нраву по ухабам каждый день прыгать, да и дороги там – одно название, благо нам, что зима была). По набережной гулять так вообще одно удовольствие, правда, не долго, ибо через пять минут пребывания на свежем воздухе сильно отмораживается всё, до чего может мороз добраться, т.е. конечности и физиономию. Но главная, я бы сказал уникальная по своей ценности, прелесть Костромы, так это чудом сохранившееся архитектура конца XIX столетия. Нам удалось запечатлеть несколько потрясающих домов, а увидеть так в три раза больше, но всё фотографировать не стали, ибо архитектурные элементы зачастую повторялись. Фотографии правда художественностью не отличаются, так как интересовали нас исключительно с практической стороны, но всё равно лучше, чем ничего.
А город этот оставил во мне наилучшие впечатления. Увидеть такие замечательные примеры русского архитектурного стиля – большая удача. Печалит только их постепенное увядание и разрушение. Когда с таким шедевром соседствует помойка, а пол стены здания уже развалено, и помойка постепенно пожирает и сам дом, делая его своей частью, то такая аллегория или метафора, называйте, как хотите, вызывает только печаль и злобу. Красота пожирается практичностью, а точнее сказать непродуманностью и безразличием. Я, конечно, во многом утрирую, но суть от этого не меняется. В Костроме прекраснейшие и уникальнейшие здания используются совершенно бездарно, за исключением, пожалуй, только театра кукол – вот тут снимаю шляпу (благо есть что снять). Хотя дома построены больше века назад, но построены очень добротно: не для дядьки, а для себя строили, поэтому так хорошо сохранились. Но ничто не вечно под луной…

А теперь позволю себе немного позанудствовать путём философствования.

Глядя на все эти провинциальные города, и особенно на Ростов, название которого «Великий» звучит теперь горькой насмешкой или острой сатирической подколкой, невольно возникает ощущение тоски и безнадёги. Все эти некогда роскошные и прекрасные дома дореволюционной эпохи выглядят теперь останками некогда большой и великой цивилизации, как в фильмах о жизни людей в разрушенных городах после апокалипсиса. Новые же дома, за редким исключением частных проектов, ещё только построились, а уже выглядят так, как будто им давно уже нужен капитальный ремонт. Тоже касается и остальных творений рук человеческих: одна из извечных русских бед присутствует там повсеместно, так что внедорожники в этих краях, наверное, на вес золота.
Вот так едешь или идёшь по провинциальному городу и Антон Павлович Чехов становится ближе и роднее. И точно такая же Чеховская тоска подступает к горлу и мешает вольно и беззаботно дышать. На сердце становится тяжелее, и ты начинаешь очень остро ощущать бег времени, того, как оно безжалостно и неумолимо бежит, утекает с немыслимой скоростью. Вдруг представляются воображению благополучные западные страны и их сытая, ухоженная, выверенная до мельчайших нюансов жизнь, и ты понимаешь, что разрыв между уровнем жизни там и здесь огромен и что неумолимый бег времени только увеличивает этот разрыв. Ты смотришь на этот кошмар и буквально затылком ощущаешь, как цивилизованный мир уходит вперёд, а здесь всё остаётся на месте. И становится страшно, страшно за будущее. А ещё невероятно обидно за Родину. Ведь в душе-то живёт светлый образ той некогда Великой России, которая когда-то была, и к которой мы интуитивно хотим придти. Я понимаю, что это звучит наивно и что та, Великая России, была не такая уж и Великая, и много ещё чего понимаю, но образ всё равно есть. Образ, который я даже охарактеризовать не могу, но интуитивно, на каком-то детском интуитивном уровне чувствую. Очень остро чувствую! Чувствую образ той России, которая в данный момент, когда я всё это наблюдаю, предаётся. Вся эта разруха, тоска и ощущение безнадёги – всё это самым циничным и бесчеловечным образом предаёт мой внутренний образ.
А главное, что и винить-то особенно некого. Кто предал? Мы предали. Я предал. Виноваты все! В том числе и я. Всё это вокруг потому, что мы и я позволяем этому быть. И что тут скажешь… много тут всего понакручено. Лучше п-промолчу, как говаривал господин Фандорин. Хотя эта его позиция мне активно не нравится, но сейчас я, увы, не знаю, как поступить иначе?

И вот ещё, какое интересное замечание я сделал. Когда живёшь в Москве, то политика, изменения в жизни страны, веяния – всё это как-то ощущается. То есть ты как бы держишь руку на пульсе страны. А тут в провинции ты вдруг ощущаешь полную изоляцию от политических веяний. В Москве всё течёт, всё меняется, делается, переделывается. В столице ты ощущаешь действие законов и решения правительства, хороших или плохих, и как они исполняются – это другой вопрос, но ты видишь результат, движение в ту или иную сторону. А тут сразу становится понятно, почему такая низкая явка на выборах. Здесь люди и государство живут отдельно. Если столица – эпицентр, то сюда доходят лишь отголоски чего бы то не было. Здесь всё не так плотно, не так тесно и остро, как в Москве: нет накала, нет жары, нет искрящихся от противостояния мнений, амбиций и желаний людей, и сопутствующих конфликтов. Здесь, в провинции, люди живут сами по себе, как мне показалось. Я несколько утрирую, но всё же ощущение некоторой изолированности есть, как в «Затерянном мире» Жюль Верна. Правильно говорят, что Москва и Питер отдельно, а страна отдельно, ведь они живут в разных мирах.

И в заключение я хотел бы вернуться к выше упомянутой теме, которую обещал раскрыть.
Речь пойдёт о монастырях, коих мне довелось повидать в своём путешествии. Первое моё знакомство с ними началось ещё в начале поездки, когда я стал читать путеводитель. Читаешь, и как-то невольно впадаешь в уныние и скуку ввиду нудности чтения. Справки ради, скажу, что я очень люблю историю, но истории как таковой я в этой книжице нашёл немного, зато нудной и приторной истории монастырей православных там с избытком. Читая про бесчисленное количество святейших и наисвятейших, многократные восстановления монастырей после набегов, пожаров и прочих катаклизмов, регулярные реконструкции и реставрации и прочее-прочее хочется задать два вопроса:

Во-первых, если вы господа святые такие святые, то чего же сидели в своих крепостях белокаменных, чего же в народ просвещать не шли святостью и мудростью своей, обретённой в молитвах и благостном житие? Когда землю русскую раздирали война междоусобная и дикость княжеская или царская, где вы были с мудростью, совестью своей и непредвзятым взглядом? А когда Иван IV Грозный людей пытал и резал, где вы - совесть, духовность и нравственность страны нашей были? Почему молчали? Почему попустительствовали? Был один человек святой, который не боялся, так звали его Василием Блаженным, но он не с вами был, он сам по себе. Он царю говорил, когда тот из ворот выезжал, «Посмотри, царь, у тебя же рога на голове растут. У тебя же кровь младенцев по губам течёт». Он, юродивый, осуждал, а вы, «нравственники», царя-кровопийцу в церковь пускали. А когда Борис Ельцин пьяный оркестром дирижировал, или когда по малой нужде сходил на шасси самолёта в аэропорту на глазах правительственных делегаций и журналистов всего мира, почему патриарх Алексей II не осудил, почему церковь молчала? Одобряли? Или интерес какой меркантильный преследовали? Когда брат Николая II дал приказ расстрелять толпу, в которой были в том числе женщины и дети, шедшую к царя с челобитной, а казакам рубить людей шашками, где вы были? Люди шли не от хорошей жизни, люди были загнаны системой в тупик безысходности. Люди дошли до грани и искали выхода, спасения, ожидая его от тех, кто, согласно обязанностям, дожжен был им дать эту справедливость, возможность достойной жизни и развития: к царю, олицетворяющему правительство. А их шашками и свинцом! Где же вы святейшие и независимые были в то «кровавое воскресенье»? Почему не шли в толпе? Почему не отказали августейшей семье во входе в церковь, почему в знак протеста патриарх не покинул столицу? Или вам так хорошо живётся, что жаловаться не на что, а вокруг хоть трава не расти?! А когда в гражданскую войну людей в лучшем случае расстреливали, а в худшем пытали, где вы были? А когда один из большевиков шутил, что мол из всех сортов яблок он больше всех предпочитает глазные, где вы были, чтобы укорить? Прятались, боялись? Конечно, боялись, вы же всё-таки люди, как и все. Ой, одна поправка: вы не как все – вы претворяетесь, что вы лучше, святее, чище помыслами, непредвзятее, ибо мирское вам чуждо. Но если вы и вправду такие, то чего же вы боитесь, что для вас смерть, ведь лишь Бог вам судья и только его гнева вам страшиться следует? Так значит не такие уж вы чистые, святые и от мирского отвлечённые? Значит, смерти страшитесь, а мирские блага для вас не пустой звук, раз за них держитесь? Так если вы люди, так и ведите себя соответственно…

Во-вторых, касательно монастырей и церквей, удивляет следующее: вот есть огромные каменные сооружения, которые не раз уничтожались и восстанавливались вновь. Казалось бы, что тут удивительного? А удивительно то, что почти не в одном из посещённых мной городов я не встретил таких же многократно уничтоженных и восстановленных гражданских зданий. Где белокаменные школы, огромные помпезные библиотеки, масштабные больницы или монументальные городские ратуши? Где это всё? Лишь в Костроме я увидел несколько подобных зданий, построенных частными меценатами. Но это капля в море, их меньше чем пальцев на одной руке. У нас в стране что ли такая гипердуховность, отметающая всё мирское? Да, вроде, нет. Все испытываем и испытывали все присущие людям желания и потребности, и стараемся по мере возможности их удовлетворять. Так почему в Ростове или Переславле-Залесском я вижу лишь огромные каменные монастыри, а кругом наблюдаю ветхость и убогость. Может наши предки как буддистские или даосские монахи держали себя в чёрном теле, чтобы достичь духовного совершенства и познания бытия, потому и жили в деревянных избах средневекового образца? Да тоже, вроде, нет. Стремились к сытости и процветанию как могли. А почему тогда? Почему совесть, именующаяся церковью, не пустила позолоченные купола, белокаменные хоромы или золотую церковную утварь на помощь нуждающимся во время голода или не построила больницы, или школы, или детского сада, которых сейчас дефицит? Почему вы позволяли себе жить в таких условиях, когда вокруг люди жили так плохо. Разве Бог не говорил делиться, разве не говорил помогать нуждающимся? Почему в моём округе дома такие, глядя на которые хочется отвести взгляд, а неподалёку строиться храм поражающий своим масштабом и величавостью? Неужели церковные пожертвования дают доход больше, чем нефть? Почему общественные и государственные здания столь убоги и жалки, почему они построены так, что постоянно требуют ремонта, а, увидев их ещё издали, сразу понимаешь, что архитектор тут даже близко не проходил, потому что никакой архитектуры, никакой красоты в них нет ни на йоту? Но храм, что от меня неподалёку, строится из добротного кирпича с очень толстыми стенами и отличным утеплением, красивый, помпезный, величественный в стиле византийского зодчества. И с сразу видно, что архитекторы потрудились на славу. Да я и не против! Церковь должна быть прекрасна, но когда вокруг такой кошмар, убогость и запустение, как совесть позволяет строить такую роскошь. Я понимаю, если человек много и упорно работал, концентрацией воли и напряжением мозгов смог сделать, наладить, организовать нечто за что получает солидные деньги, и вот этот трудоголик выстроил себе роскошный дом среди хибар. Да, смотреться будет дико, да, коситься будут криво, но это заслуженная роскошь. Пока остальные, придя с работы, пили пиво у телевизора (на что тоже имеют право – это их выбор), этот человек допоздна работал и напрягал мозги. Именно поэтому он имеет больше и живёт сытнее, чем остальные (я конечно утрирую, но это для наглядности примера). А чем церковь заслужила своё благополучие? Особенно, если учесть сострадание и помощь ближнему, которые православная церковь особенно подчёркивает, как одни из важнейших благодетелей.

А что до монастырей в целом, то сама идея этих организаций мне кажется не правильной и противоречащей основам христианства. Ведь в чём смысл идеи монастыря? Люди уходят от мирского, т.е. от проблем, суеты, а главное, соблазнов обычной жизни, дабы посвятить большую часть своёго земного времени духовному совершенствованию на пути к Богу. Таким образом, монахи как бы создают себе свой искусственный мир, в котором изолированно от внешнего мира живут. И вот тут-то меня и смущает одна не стыковочка. Господь создал весь мир и эту землю со всеми её составляющими, дал нам основные законы праведной жизни и дал свободу воли и выбора со словами: «живите и размножайтесь». Бог предоставляет нам эту короткую жизнь в качестве испытания для нашей бессмертной и вечно живущей души. Так почему монахи нарушают установленные Богом правила и, вместо того, чтобы противостоять всем соблазнам и испытаниям этой жизни, они уходят в созданный ими мирок, чтобы огородить себя от мирских сложностей? Получается своеобразное ухищрение, как вроде бы в обход всех трудностей и соблазнов земной жизни прожить, достигнув духовных вершин и ни разу не замаравшись. Вот только мир состоит не только из цветочков полевых, но и из коровьих лепёшек. А товарищи монахи хотят пройти по одному и не хотят наступать в другое, но Господь он мудрый и не зря создал на нашем пути и одно, и второе.

И наконец, хотелось бы обратить внимание на систему двойных стандартов и явную предвзятость или, если хотите, подхалимство по отношению к власть имущим. Я, конечно, уже несколько отдалился от основной темы, но раз уж пошла речь о критике православной церкви, то надо бы осветить эту тему, охватив вкратце все аспекты. Приведу несколько примеров:
Жил был князь киевский Владимир по прозвищу «Красно солнышко» и как всякий человек, а тем более правитель понаделал князь за жизнь свою дел плохих и хороших. Но вот прошли века и, вспомнив Владимира «Красно солнышко», но не очень хорошо вспомнив деяния его, нарекло его духовенство наше святым и благоверным. А за что же святым его провозгласили, спрашивается? А за то, наверное, что Русь в Христианство православное покрестил, южные границы государство своего защитил, а власть центральную укрепил и прочее, что косвенно отсюда следует. Молодец княз! Но вспоминаются и другие дела его. Например, как князь Владимир брата своего Ярополка убил за власть верховную, за престол киевский-великокняжеский. Вспоминается, как город он Херсонес (Корсунь) в осаде жаждой морил, перекрыв доступ воды к нему (пусть по подсказке предателя Анастаса, но по воле-то собственной). И прочее и прочее. Так как же братоубийцу святым объявить могли? Или вот ещё случай. Были такие князья как Борис и Глеб, невинноубиенные, и потому святыми наречённые. Печально, страшно и несправедливо, но разве убитые в «кровавое воскресенье» не были столь же невинноубиенными? Разве павшие русские воины при освобождении балканских славян от геноцида турок не пали во имя правого дела? Разве все они не заслуживают звания святых? Может быть и нет – мы не знаем подробностей их жизни, но разве обстоятельства их смерти ни благороднее обстоятельств смерти тех же самых Глебы и Бориса? Так почему выбор пал именно на этих, а не на тех? Или вот ещё один интересный, актуальный и обсуждаемый в последнее время факт: Вся императорская семья после революции 1917 года была расстреляна большевиками. Она же ныне произведена в ранг святых мучеников. Тут мне вспоминается один интересный случай, когда некий корабль «Титаник» тонул. Так вот капитан этого корабля оказался человеком чести и достоинства. Он был человеком в высшей мери ответственным, так как считал, что только он, как капитан этого корабля, виновен в его гибели и несёт всю полноту ответственности. Поэтому этот человек не сел ни в одну из шлюпок, а ушёл на дно вместе со своим судном, гордо смотря в глаза смерти, стоя на капитанском мостике. А вспомнил я об этом для того, чтобы провести аналгию с последним русским императором Николаем II, который как капитан корабля под названием Россия, откровенно говоря, облажался. Судно его шло на встречу катастрофе и он, как главный на корабле, должен был спасти его от гибели, а если нет, то принять всю полноту ответственности. Конечно, можно сказать, что это было не его место, что фуражка оказалась ему велика и государственное управление такой огромной и сложной империей ему не по плечу, но позволю себе напомнить, что Бог даровал нам величайший подарок: свободу воли. Если чуешь ты, что не сдюжишь, что не по силам крест, так уйди. Не мешай и дай дорогу сильному, более талантливому и способному. А коль назвался груздем – полезай в кузов. Поэтому смерть Николая II считаю закономерной. Корабль тонет, а значит и капитану его путь заказан. Другое дело дети… их, конечно, жалко. Ведь они жили в пряничном коконе, золотой клетке, и потому не могли реально оценить действительность и что-то понять, изменить, повлиять или кого-то осудить. Так что произведение русской православной церкви последнего российского императора в святые мне кажется не оправданным и не заслуженным.

Как-нибудь позже я расскажу несколько историй из жизни моих предков, которые так же затрагивают тему справедливости и несправедливости оценок и поступков.

Я тут, кажется, несколько увлёкся темой критики церкви, но мне не хотелось бы, чтобы меня поняли не верно. Когда я ругаю русскую православную церковь, я не имею ввиду, что вот она плохая, а какая-то другая - хорошая, нет. Я говорю о церкви вообще, как об организации. И я не хочу сказать, что все священнослужители неправильные или нехорошие люди - это тоже не так. На мой взгляд, церковь, как функция. забыла о своей сверхзадаче, о цели своего существования. А цель её, как мне кажется, заключается в том, чтобы просвещать людей духовно и помогать им морально, советом, сочувствием, наставлением. Церковь - это совесть нации, я считаю. А обряды, заученные тексты молитв и прочие условности - это, по-моему, привычка, закостенелые от времени и потерявшие осмысленное содержание глупости. Когда-то некий Лютер сказал что глупо вести церковную службу на латыни - языке, который понимают лишь избранные, когда служба ведётся для всех. Он был думающий человек и он был прав. Так почему мы продолжаем повторять те же ошибки, против которых боролся этот достойный муж? Неужели мы не способны ничему учиться? Почему мы тараторим заученную "Отче наш"? Разве Бог не понимает привычного тебе языка, разве он завещал какие-то правила или законы богослужения? По-моему нет. Да и что это за название такое "Православные"? Разве Господь просил его славить? Мне кажется, что он достаточно велик и мудр, чтобы не нуждаться в таких чисто по-человечески тщеславных вещах, как поклонение и обожание. Господь наш Иисус Христос просил лишь об одном, исполнять десять заповедей и быть счастливыми - всё! И вообще, давайте-ка вспомним определение церкви: церковь - это два и более людей объединённых мыслью о Боге. Вот так просто! И нет посредников между Богом и человеком. Вспомните фильм "Стигматы", если выбросить от туда все голливудские примочки триллера, то останется коротка, но очень значительная истина: "Подними камень, и я буду под ним, разруби гнилое бревно, и я буду там, загляни в себя, и я буду там. А имя мне Господь. Господь есть любовь." Я хочу, чтобы церковь помогала мне, направляла, подсказывала, а не управляла мной и уж тем более не диктовала. Да, мне не нравится церковь, как организация, но, к счастью, в ней встречаются настоящие, достойные, высоко духовные личности, которые с честью исполняют ту функцию, о которой я говорил. Таким человеком, к примеру, был Александр Мень. Но подобные люди - не цвет духовенства, а личности, самостоятельные личности.

Возвращаясь к главной теме этого поста, в завершение хочу сказать, что мой вояж всё же оставил у меня хорошее впечатление. Главное, что поездка оказалась продуктивной, что она подкинула мне в голову столько важных и интересных мыслей. И теперь, почувствовав вкус к путешествиям и ввиду скорого получения водительских прав, я надеюсь, что мои географические открытия станут более регулярными и в приятной компании. Эх, широка страна моя родная…

Избранные фотографии о зимнем путешествии.
Заранее извиняюсь за однообразие тем в фотоотчёте, но таков был замысел: не художественный, а архитектурно-документальный.


URL
Комментарии
2009-06-24 в 14:56 

Coll OBrod
Как друида ни корми, он все равно в лес смотрит.
Здравствуй, брат-рангер, очень радостно, что ты здесь хоть изредка появляешься, пишешь философско-сттрановедческие эссе и всячески успеваешь расширять свой кругозор не только зубрежкой в альма матер.

Было правда очень приятно почитать. Во многом даже схоже с моим мировоззрением, надо сказать.
Спасибо тебе большое.

2009-11-03 в 21:35 

Привет страннику Александру от циника-полуславянина (коих ортодоксы язычниками кличут. Такоже значит - полуязычник я есть) Алексея Дмитриевского!

Хоть такое обращение и преждевременно будет, но, друг мой, абсолютно с тобою согласен насчёт впечатления от монастырей белокаменных да вопросов ко церкви любой (сюда же и "церкви" славянско-ведические "языческие" включаю). Сказать желаю такоже, что во взглядах своих на церковь истинную, как о ней сам Христос говорил, да и в прочих взглядах, всецело тебя поддерживаю!:)))

URL
2010-03-26 в 17:46 

Coll OBrod
Как друида ни корми, он все равно в лес смотрит.
Гость Ааааалекс..с каких это ты пор на блогах, Little Bro?=)

Дунадан Давно тебя тут не видно, дружище, ты хоть пиши иногда

2012-04-07 в 22:07 

Katarina Morgan
Товарищ, я конечно, ожидала эссе, а это прямо "Война и Мир" 0_0

   

Хроники пилигрима

главная